Proekt-Pro
+7 (929) 975 84 49
info@proekt-pro.ru

Зачем компании устраивают экскурсии в офисе и на производстве

Зачем компании устраивают экскурсии в офисе и на производстве

У меня была коллега, которая проработала в компании ровно два дня. Собеседования закончились, трудовой договор распечатан и подписан, трудовая книжка сдана и оформлена, и даже приветственное чаепитие состоялось, но душа у сотрудницы к компании не легла, и дело закончилось стремительным увольнением по собственному желанию.

Теперь подобный поступок сочли бы экстравагантным, но тогда я бывшую коллегу зауважала: немногие, ощутив панику на новой работе, собираются с духом и решаются на скорое увольнение. Вероятнее всего, подумала я тогда, вдумчивые и ответственные люди предпочли бы сначала понаблюдать за корпоративной рутиной хотя бы пару часов со стороны.

Но в большинстве компаний им такой возможности представить не могут: процедуры не налажены, а регламенты не подписаны. Между тем, для всех было бы проще, если бы знакомство новичка с рабочим местом начиналось не в первый день, после подписания трудового договора. А представление о том, как выглядит заурядный рабочий день в компании, можно было бы сформировать до того, как трудовая книжка сдана на оформление.

Политика испытательного срока, которая стала обычным ритуалом для большинства компаний, казалось бы, как раз для таких случаев и существует: компания и сотрудник присматриваются друг к другу. Но издержки на поиск, найм, трудоустройство, обучение, увольнение нового человека, а затем прямые расходы и косвенные издержки, связанные с дополнительными поисками, ненавязчиво напоминают о несовершенстве системы.

Чем раньше начинать знакомство с возможностями, которые может предоставить компания, тем выше вероятность, что у кандидатов сложится ясное представление о работе в компании.

Сегодня компании все чаще тратят время и силы на то, чтобы рассказывать о себе, устраивая экскурсии по офису. Многие стремятся наладить таким образом контакт с активными соискателями, кое-кто помогает детям в выборе будущей профессии (детские экскурсии в последнее время не так уж и редки).

Довольно часто ознакомительные экскурсии устраиваются для студентов, которые приходят на стажировку. Некоторые проводят экскурсии даже для родственников сотрудников. В этом случае компании рассчитывают на то, чтобы заручиться поддержкой домочадцев: посетив офис, многие наконец понимают, ради чего их дети и внуки засиживаются допоздна.

Вовремя проведенная экскурсия способна не только растопить сердца родственников (что особенно важно в напряженные периоды, когда людям приходится работать засучив рукава, и времени на семью остается мало), но и помогает расставить точки над «i» в случае, если вопрос о трудоустройстве еще не решен.

Мир взрослых

В конце прошлого года Юлия Пасс, директор по персоналу компании «Наяда», учредила независимый «PROект PRO: Пропуск в профессию», и теперь устраивает для школьников экскурсии в разные компании.

Родителям важно, чтобы ребенок выбрал профессию, которая станет делом его жизни, а у Юлии для того, чтобы знакомство с корпоративным миром состоялось, профессиональных контактов достаточно.

«Компании в основном легко откликаются на такое сотрудничество. У большинства людей, с которыми я общаюсь, я встречаю искреннюю поддержку проекта и заинтересованность в самой идее», - говорит Юлия Пасс. «Главная идея проекта - рассказать детям «всю правду о взрослой профессиональной жизни», на примере успешных компаний показать, как строится современный бизнес, как создаются и работают современные технологии, какие сотрудники и каким образом участвуют в создании результата», - рассказала она журналу «Штат».

Практика экскурсий в компаниях только начинает развиваться. В большинстве организаций экскурсии если и устраивают, то для будущих сотрудников, накануне подписания трудового договора, а то и вовсе в первый рабочий день. Об экскурсиях для школьников чаще всего не вспоминают - перспективы трудоустройства старшеклассников пока туманны, впереди у них несколько лет обучения специальности.

Между тем, HR-директора знают, что многие студенты, которые попадают в офис сразу с университетской скамьи, в первые недели теряются: то, о чем, казалось, хорошо известно со страниц учебников, довольно часто расходится с реальностью. Кое-кто, только приступив к работе по специальности, вдруг понимает, что сделал ошибку, выбирая профессию. А многие вообще не попадают в офисы частных компаний, решив делать карьеру в госсекторе.

«60% современных старшеклассников хотят работать в госструктурах, работа в реальном бизнесе не кажется им привлекательной. Мы же хотим, чтобы дети увидели, что работа может быть яркой и увлекательной, - объясняет Юлия Пасс. - Представление современных детей о профессиях часто складывается из разговоров родителей, их друзей, из сериалов, которые сильно искажают действительность, оставляя лишь внешнюю атрибутику и не показывая сути».

«Есть компании, которые время от времени проводят экскурсии для детей своих сотрудников. Цель таких мероприятий – показать, что представляет собой компания, в которой трудятся родители. Это - целый праздник, большое событие, когда дети могут посидеть в рабочих креслах своих родителей.

Задача нашего проекта другая – сделать больший акцент на рассказе о бизнесе компании, профессиях, продукции. - рассказывает Юлия Пасс, которая уже провела занятия-путешествия с детьми в нескольких компаниях: Студия Kira Plastinina, ресторан Goodman, IQ маркетинг, TЦ «Останкино», дизайн-студия Артемия Лебедева, Begin Group. - Кстати, придумать и предложить детям задания, которые помогли бы им понять суть той или иной профессии, попробовать ее «руками», не всегда легко.

Это совместное наше творчество – «PROекта PRO» и самой компании. Продолжительность такого занятия – два с половиной часа. За это время можно многое узнать и посмотреть, задать вопросы. При этом не дать утомиться детям и не нарушить рабочий ритм. Группы «путешественников» у нас небольшие – 10-12 человек. Дети свободнее и увереннее себя чувствуют в небольших группах, да и компании проще принять небольшое количество визитеров и уделить внимание каждому».

«В компании АРПИКОМ (рестораны GOODMAN, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф», «Мамина паста») экскурсии для школьников ранее не проводились, - рассказывает Светлана Сергеенкова, PR-директор АРПИКОМ. - Поэтому предложение Юлии Пасс заинтересовало нас. Возможно, такие встречи станут традиционными. Также в этом году стартовал проект «Кулинарная академия». Ранее в «Кулинарной академии» мы обучали специалистов для своих ресторанов, но теперь двери открыты для всех, кто проявляет интерес к профессиональному приготовлению блюд и искусству сомелье".

Постепенное погружение

Наверное, самый распространенный тип экскурсий - мероприятия, устраиваемые для студентов. Участникам рынка труда постоянно требуется приток молодых сотрудников: довольно часто - для выполнения простых монотонных задач, не требующих значительного профессионального опыта, но в последнее время все чаще - для формирования полноценного кадрового резерва.

Для «Вымпелком» экскурсии не в новинку. «Студентов, которые стажируются в нашей компании по программе "Третье поколение", мы приглашаем на экскурсии по офису, в Центр поддержки клиентов и в Лабораторию мобильных решений», - рассказала «Штату» Наталья Лосева, руководитель направления по работе с молодыми специалистами департамента по работе с персоналом «Вымпелком». Одна из задач программы, частью которой стали экскурсии в компанию – «взращивание» молодых специалистов по корпоративным стандартам Билайна.

В конце мая несколько молодых специалистов компании METRO Group вернулись из поездки в головной офис компании в Дюссельдорфе. Студенты отправились на экскурсию благодаря программе сотрудничества с профессиональными учебными заведениями «METRO Образование», которую немецкий торговый холдинг METRO Group реализует в России с 2004 года на базе своих крупнейших подразделений – METRO Cash & Carry и Real.

«Наша основная задача – помочь каждому, кто стажируется в нашей компании, осознать свои карьерные возможности, построить профессиональное общение со сверстниками и коллегами из других городов и в конечном итоге добиться успеха в компании», - говорит Эрвин Тринкл, cтарший вице-президент по связям с общественностью и государственными органами METRO Group в России.

К этому моменту стажерами программы «METRO Образование» являются 2000 студентов из 35 учебных заведений и 22 городов России. Количество участников растет благодаря экспансии торговых подразделений METRO Group. Цель «METRO Образования» – подготовить студентов лицеев и колледжей к работе в современных торговых форматах. В рамках программы действует более 20 различных проектов, а цикл развития молодых специалистов начинается с момента прихода студента на практику и продолжается после окончания учебного заведения и трудоустройства в METRO.

Главным фокусом программы является профессиональная подготовка. Эксперты METRO Group совместно с российскими преподавателями адаптировали учебный план студентов, разработав систему практических тренингов, чередующихся с теоретическими занятиями в классе. В ходе двухлетнего обучения студенты не только осваивают ассортимент, принципы выкладки товара, технику обслуживания клиентов, но и постепенно «погружаются» в компанию. Экскурсии по торговому центру, чаепития, викторины, еженедельные встречи с куратором, международные стажировки - все эти мероприятия позволяют привлечь молодых специалистов.

«Помогая молодым людям получить профессию в сфере торговли, METRO Group стремится к тому, чтобы выпускники программы со временем стали частью профессиональной команды METRO Cash & Carry или Real», - объясняет Эрвин Тринкл.

Александра Захарова. Журнал "Штат"



к списку постов в блоге